HIM » blog » Рассказы » Финский бродяга/Suomen kulkuri.

 
 
 

Финский бродяга/Suomen kulkuri.

Автор: Albion_Mist от 20-01-2011, 23:39, посмотрело: 502

0
Кто сможет подсчитать, сколько странных личностей в городе Хельсинки? Не станем обращать пристального внимания на добропорядочных,тихих финнов, ежедневно приходящих на работу. Оставим в покое занятых своими повседневными делами эмигрантов из Индии, Китая и Турции. Туристы из разных стран тоже не в счёт, конечно.
Но посмотрите, вот на лавке в парке сидит небритый,голодный бездомный. Его волосы уже посеребрились. Чёрная шапка не стирана,обувь изношена. Зовут человека без определённого места жительства Антти.Фамилия-Мустойнен. Когда-то он учился в академии Сибелиуса, стал флейтистом и много выступал. Музыка до сих пор не ушла из его жизни. Вот только мог ли он предположить в двадцать лет, что станет уличным музыкантом, фактически попрошайкой, и флейта будет спасать его? Антти сейчас сорок семь. Уже двенадцать лет прошло с того дня, когда жена выгнала его из дома, ей надоело терпеть вечно нетрезвых друзей мужа, часто навещавших небольшую квартиру.Повсюду были раскиданы пустые банки из-под пива "Карху”,а то и бутылки водки "Коскенкорва”,пепельницы, наполненные окурками до краёв. Звучала громкая музыка. Кроме того,Антти постоянно пропадал на репетициях и возвращался уставшим настолько,что вскоре засыпал. Санна, которой очень не хватало внимания, страшно злилась на Антти, обзывала его последними словами, даже отказывалась спать с ним. Но он совсем не собирался менять образ жизни, наоборот. Хаос распространялся, и наконец жена не выдержала.
-Это квартира моих родителей. Убирайся вон!- заявила она однажды, ясным весенним утром, - Ты превратил мою жизнь в настоящий ад, моё терпение кончилось. Собирай свои вещи, Антти, и катись ко всем чертям. Твои драгоценные приятели тебя наверняка приютят. Оформление развода начинается.
-Санна, солнышко, обдумай всё ещё раз,- попросил совершенно раздавленный и униженный Антти, - Я обещаю никого не приводить домой!
-Нет, я больше не верю тебе. В прошлом году ты обещал, что мы поедем в Италию. А вместо этого ты улетел в Японию выступать.
-Вспомни, я привёз тебе оттуда кимоно. Очень красивое, красное.
-Очень оно мне нужно,- проворчала Санна, - Висит в шкафу, ни разу не одела. Я не японка. Хватит разговоров, выметайся.
Он взял только свою флейту, одежду и совсем простой мобильный телефон, других в конце двадцатого века ещё не выпускали.
Позвонил виолончелисту Пекке. Прожил у него месяц, до начала мая, стараясь не впасть в уныние. Спасала работа, музыка.
-Антти, прости, я должен лететь в Штаты. Приглашают в консерваторию и отказаться никак не могу,- отхлебнув пива, сказал нескладный носатый Пекка. - За квартирой будет следить моя мать, а она строгого нрава, сам знаешь. Я с ней насчёт тебя вчера поговорил, категорически против того, чтобы ты остался. Упрямая, как осёл.
-Конечно, я всё понимаю,- вздохнул Антти,подумав о том,что злоупотребил гостеприимством приятеля. - Спасибо тебе огромное за всё, и удачи! Поживу у Мартти пока. Скоро накоплю хоть на комнату в хостеле, где-нибудь на окраине.
-Угу, и тебе всего хорошего, - улыбнулся Пекка.- Ты не отчаивайся ни в коем случае, старина.
Весёлый скрипач Мартти был рад приютить Антти, но флейтисту пришлось спать на кухне. Хозяин, его молодая жена и пятилетняя очаровательная дочка ютились втроём в одной, соседней комнате. Времена были непростые. Музыкантам платили совсем мало.
В начале лета выяснилось, что в семье ожидается прибавление.
-Извини, Антти, ты не мог бы пожить пока у кого-нибудь другого? - задал риторический вопрос Мартти. - Лииса ждёт второго малыша, я очень надеюсь, что будет сын.
-Счастливец ты,- улыбнулся флейтист,- Поздравляю! Никаких проблем. Спасибо огромное за приют. Сегодня же съезжаю.
-Всего хорошего.
С грустью Антти подумал, что так и не стал отцом. Денег у него едва хватило на то, чтобы снять совсем маленькую комнату в общежитии. Там Антти понял, что теперь совсем одинок. Вспоминал Санну, совсем ещё юную, как они путешествовали по Норвегии. Чудесные фьорды, замок Кёнгвингер, живописное озеро Фемюнд. Любовь, юность и счастье. Куда они исчезли, испарились?
Он стал пить всё больше. Вскоре его уволили с работы. Потом попросили освободить комнату в хостеле.
Холодной осенью Антти стал бомжем. Он позвонил нескольким знакомым по мобильному, попытавшись хотя бы снова найти временное пристанище.
-Юсси, помнишь меня? Мы же пили вместе столько раз… Да, из консерватории уволили. Ну, раз жена против, то извини. Я уж как-нибудь… Будь здоров.
И так у всех. Бесполезно. Оказавшись в ночлежке первый раз, Антти плакал ночью. Беззвучно, с какой-то злостью внутри на жестокую Санну, забывших о нём приятелей, на весь несправедливый мир. А прежде всего - на себя. Чёрт возьми, расклеиваться никак нельзя. Иначе - конец!
Он стал уличным музыкантом. Иногда по ночам приходил к Хавис Аманде, статуе юной девы, символизирующей рождение столицы Финляндии из моря. Играл ей на флейте. На сердце становилось легче.
Прошло четыре года. Как-то раз, в конце октября Антти решил по случаю своего дня рождения посетить Национальный музей. Бродил там долго, внимательно рассматривая экспонаты. Получил удовольствие.
Даже потратился однажды на билет в кино. Шёл фильм ужасов, но некоторые сцены очень рассмешили бездомного финна. Постепенно он понял, что лишившись жены, квартиры и работы, обрёл настоящую независимость. Весной и летом он мог подолгу лежать на траве в парке, сочинять стихи. Их он записывал в маленький блокнот,иногда читал свои произведения знакомым бездомным. Они восклицали восхищённо:
-Да у тебя настоящий талант!
Бывало, Антти, причесавшись и одев лучшее из оставшейся одежды, катался в зелёном трамвае. До района Хаканиеми и обратно, например. Только когда становилось тепло, он снимал свою чёрную потрёпанную шапку. Водители косились на него с подозрением. Антти это не смущало. Ему нравилось давать имена трамваям в честь своих бывших знакомых. Вот мимо проехал Пекка. А скоро появится Мартти.
Однажды зимой Антти решился взглянуть на свой бывший дом. Так случилось, что он заметил Санну с её новым мужем. Толстым и самодовольным, очень прилично одетым. Хорошо, что они не видели его.
Пять лет он не видел жену. Был так потрясён, что пил неделю, страдая от ужасного похмелья.
Пролетело ещё два года. От воспаления лёгких умер Алекси, единственный, с кем Антти сдружился с тех пор, как стал бродягой. На его похоронах флейтист играл так проникновенно, что никто из небольшой группы суровых мужчин не смог сдержать слёз.
А летом Мустойнен заметил на Эспланаде Мартти с женой и детьми. Рядом с сильно вытянувшейся за семь лет Кайсой шёл младший братишка. Не узнанный, Антти предпочёл поскорей пройти мимо. Раздобыл бутылку "Коскенкорвы”. Пил в парке и отключился. Очнулся в вытрезвителе с больной, гудящей головой.
-Ещё раз заметим тебя,- пригрозил ему полицейский,- отправишься за решётку надолго, пьянь.
Антти послал его и побрёл к Сенатской площади. Любовался собором.
Снова пришла осень. Антти не спалось ночью, и он со своей флейтой пришёл к Хавис Аманде, чтобы сыграть ей. Казалось, статуя и её верные морские львы внимательно слушали. Но неожиданно появилась пара полицейских.
Они набросились на Антти с обвинениями в нарушении покоя и повели в участок. Флейтиста решили поместить в психиатрическую лечебницу.
Там он совсем впал в депрессию, но продолжал сочинять стихи. Накануне Рождества его отпустили, и первым делом бездомный финн пришёл к любимой статуе, чтобы поздравить её с праздником.
-Привет, красавица! Прости, не могу больше тебе сыграть. Но может, сочинить тебе небольшую поэму?
И на лице его засияла улыбка.
Mist.20.01.11.

Категория: Рассказы, blog

[related-news] [/related-news]
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.